Архив семинаров и тренингов за 2015 г

Развитие функции верхней конечности. Подготовка руки к письму

Содержание семинара:

Функции верхних конечностей: крупная и мелкая моторика;
— Развитие базовых двигательных функций (сила мышц, объем движений в суставах, чувствительность), как основа развития функции руки;
— Формирование захвата, удержания и выпускания предметов;
— Тренировка функции верхней конечности и кисти — программы тренировки, подходы к развитию крупной и мелкой моторики;
— Предполагается включить в программу мини-тренинг по тейпированию кисти, а также занятия по сенсорной игре и изготовлению специальных игрушек.
– Клочкова Екатерина Викторовна, врач, физический терапевт, директор АНО «Физическая реабилитация»

Приглашаются к участию: реабилитологи, педагоги-психологи, физические терапевты, логопеды, дефектологи, родители, воспитатели, учителя.
По окончании семинара участникам выдаётся сертификат, бесплатно предоставляется тематическая литература.

Нейропсихологический подход в работе с детьми с ЗПР и РАС, с трудностями подготовки к школе и со школьной неуспеваемостью

Анонс тренинга:

Дефектолог, логопед, специалист по развитию ручной деятельности на своих занятиях сталкивается с тем, что у ребенка с трудом происходит формирование того или иного навыка: кому-то трудно освоить простейшие счетные операции, кому-то сложно держать карандаш, ножницы, другим бывает непросто сосредоточиться на выполнении заданий. Упорные занятия часто дают результаты, которые никак не соответствуют затраченным усилиям. В этих случаях помочь может нейропсихологический анализ. Для проведения такого анализа необходимо, чтобы ребёнок мог выполнять задания по речевой инструкции.

При этом анализируются не навыки и умения, используемые ребенком, а психологические функции, которые требуются для реализации этих навыков. Так, если ребенок испытывает трудности с выполнением арифметических операций, мы можем попробовать понять, с чем это связано: ему трудно сконцентрировать внимание на решении задачи, у него недостаточно развиты пространственные представления, ему сложно перейти от одной арифметической операции к следующей, а, может быть, он не может удержать в голове одновременно весь объем информации, которая требуется для того, чтобы решить пример. Специальные диагностические методики, применяемые в нейропсихологии, как раз и позволяют разобраться в причинах такой неуспешности.

На основе результатов нейропсихологического обследования ребенка мы можем построить работу, направленную на развитие слабого функционального звена. При том, что существуют собственно нейропсихологические методики коррекции, гораздо важнее включать задания, «востребующие» слабые функциональные звенья на всех коррекционных занятиях, которые посещает ребенок – на дефектологических, двигательных, на занятиях с игротерапевтом и др. Таким образом, нейропсихологический подход позволяет поставить задачи, решать которые могут самые различные специалисты.

В ходе тренинга слушатели в доступной форме получают представление о принципах мозговой организации психических функций, на практических примерах знакомятся с основными формами нарушений психических функций, с методиками нейропсихологической диагностики, учатся различать первичные и вторичные нарушения, и, исходя из этого, планировать свою коррекционную работу.

Содержание тренинга:

— основные принципы организации высших психических функций,
— наиболее часто встречающиеся у детей нейропсихологические синдромы,
— нейропсихологическая диагностика,
— планирование коррекционной работы на основе нейропсихологического подхода,
— нейропсихологический подход в работе с детьми с нарушениями развития эмоциональной сферы,
— анализ конкретных случаев.

Преподаватели тренинга –нейропсихолог, Ермолаев Дмитрий Владиславович;
психолог, Ратынская Татьяна Михайловна.

Приглашаются к участию: психологи, логопеды, дефектологи, педагоги и другие специалисты, работающие с детьми с проблемами в развитии, а также родители.

Подготовка к школе детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития

Содержание семинара:

В процессе двухдневного тренинга участники получат целостное представление об этапах организации, задачах и критериях готовности к школьному обучению ребенка с ОВЗ, содержании комплексной подготовки ребенка с ОВЗ к школьному обучению.
В процессе тренинга будут рассмотрены следующие темы:
— принципы комплектации групп подготовки к школе,
— материально-технические требования к организации группы подготовки к школе,
— кадровое обеспечение группы подготовки к школьному обучению,
— начальный этап формирования группы подготовки к школьному обучению (первичная диагностика, взаимодействие с семьей, определение актуальных задач индивидуальной программы и иерархии в их достижении),
— структура группы подготовки к школе,
— реализация эмоционально-личностного развития ребенка с ОВЗ в процессе подготовки к школьному обучению,
— сенсомоторное развитие ребенка с ОВЗ в процессе подготовки к школьному обучению,
— социальное развитие ребенка с ОВЗ,
— познавательное развитие ребенка с ОВЗ,
— речевое развитие ребенка с ОВЗ;
— специфика проведения индивидуальных и групповых занятий;
— особенности организации взаимодействия со специалистами (на примере взаимодействия с врачами, например детским неврологом);
— основные формы психолого-педагогической поддержки семьи ребенка с ОВЗ;
— качественный и количественный анализ готовности к школьному обучению ребенка с ОВЗ.

Участники тренинга пройдут мастер-классы, посвященные эмоционально-личностному развитию ребенка (организация индивидуальной и групповом игры); организации учебного поведения ребенка (на примере фронтальных занятий); специфики познавательное и речевого развития ребенка с ОВЗ (на примере разбора занятий логопеда-дефектолога); специфики взаимодействия с семьей (на примере проведения родительской группы).

Преподаватели семинара:
дефектолог, Караневская Ольга Викторовна; психолог Кибрик Анна Андреевна; Харламова Екатерина Олеговна.

На обучение приглашаются: специалисты, работающие с детьми дошкольного возраста, имеющими ОВЗ — психологи, дефектологи, логопеды, методисты, воспитатели и другие специалисты, а также родители детей.

По окончании участникам выдаётся сертификат.

О построении движений: коррекционная работа с детьми (и их родителями) на основе теории построения движений Н.А.Бернштейна

Анонс курса:

Идея о многоуровневой работе мозга высказывалась многими врачами, физиологами, психологами XVІІІ, XІX, ХX в. – Сеченов, Орбели, Выготский, Пиаже, Инхельдер, Эриксон и др. Л. С. Выготский писал: «Исследования установили наличие генетически различных пластов в поведении человека. В этом смысле «геология» человеческого поведения несомненно является отражением «геологического» происхождения и развития мозга».
Наиболее полно уровни работы мозга разобраны Н.А.Бернштейном на примере построения движений («О построении движений», 1947 г.). Уровни построения движений можно рассматривать и как уровни построения психики человека (Гиппенрейтер Ю.Б., Зинченко В.П., Величковский Б.М. и др.).
Чем больше мы работаем с особыми детьми, тем четче видятся нам уровни построения движений, как уровни построения психики человека.
При многих психических патологиях первичным является нарушение восприятия того или иного уровня построения движений. Наиболее патологично на развитие психики влияют нарушения непосредственного восприятия человеком СЕБЯ (уровень А), и нарушения восприятия себя в реальном окружающем пространстве (уровень С). Нарушение общения (аутизм), внимания и активности (СДВГ), нарушения эмоционального реагирования и поведения, как правило, — вторичны. У детей с ДЦП, нарушения восприятия себя, как правило, вторичны – поскольку дети не двигаются, они перестают пользоваться самовосприятием.
На семинарах мы подробно рассмотрим каждый уровень построения движений, его афферентный (восприятие) и эфферентный (движение, поведение) синтез. Рассмотрим, какие особенности психики, эмоционального реагирования и поведения формируются, начиная с данного уровня построения. Рассмотрим нарушения каждого уровня построения и их влияние на развитие психики ребенка.
Коррекционную работу с детьми (и их родителями) мы всегда начинаем с самых нижних уровней построения движений и постепенно переходить к более высоким. Сначала стимулируем восприятие («…афферентация ведет развитие», — Сеченов И.М.), потом движение/поведение.

Содержание каждого семинара:

— теоретическая часть теории построения движений: норма – знакомство с особенностями афферентного синтеза и эфферентные ответы каждого уровня построения движений; психологические особенности, которые базируются на каждом из уровней построения движений; наиболее часто встречающиеся двигательные и психологические нарушения, связанные с данным уровнем построения; основные направления коррекции по каждому уровню построения движений;
— практическая часть: тренинг, где участники смогут почувствовать особенности каждого уровня построения движений на себе;
— практическая часть: диагностика и обсуждение проблем обычных детей и взрослых, а также проблем особых детей, приглашенных на семинар.

В результате работы слушатели научатся:

— проводить диагностику афферентного синтеза и эфферентного ответа каждого уровня построения (например, различать поверхностную и глубокую чувствительность; тонические движения от фазических; боковое зрение от центрального или образного; понимать разницу между двигательным автоматизмом, движением по подражанию и движением по представлению; и мн., мн. другое);
— видеть и диагностировать телесные причины многих психических отклонений;
— простейшим методам коррекционной работы на каждом уровне построения движений.

Преподаватель курса: Максимова Елена Владимировна – физиолог, коррекционный педагог, логопед, психолог. Дефектолог ГБЩУ «Наш дом».
Действительный член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
Действительный член Национальной Федерации Массажистов.

При участии сотрудников научно-методической группы.
Сайт автора программы — http://www.maximova.org

На обучение приглашаются: логопеды, дефектологи, педагоги, психологи, работающие с особыми и обычными детьми, а также родители.

По окончании участникам выдаётся удостоверение о повышении квалификации (объём 72 часа).

Совместная игра и сюжетное рисование как методы коррекционной работы с аутичными детьми

Содержание семинара:

-представление о содержании и основных задачах психологической коррекционной
работы с аутичными детьми раннего и дошкольного возраста;
-игра как способ установления и развития эмоционального контакта с ребенком,
формирования его индивидуального аффективного опыта;
-возможности и характерные трудности игрового взаимодействия с детьми,
имеющими разные варианты аутистического дизонтогенеза;
-этапы развития игрового взаимодействия, формирование сюжетной игры;
-анализ динамики совместной игры и отдельных приемов игрового взаимодействия
(на конкретных примерах работы с аутичными детьми);
-представление о сюжетном рисовании, его возможностях, задачах, этапах,
основных приемах; примеры его использования в практике коррекционной работы
с аутичными детьми.

Участникам семинара дается представление о направлении и основных задачах психологической коррекционной работы с детьми с синдромом аутизма. Дается обоснование методу игрового взаимодействия и его аналогу – методу сюжетного рисования, раскрывается их содержание; прослеживаются последовательные этапы развития совместных с ребенком игры и рисования; рассматриваются их особенности при работе с детьми с разными вариантами аутистического дизонтогенеза и разного возраста. Конкретные приемы работы и возможности оценки трудностей и достижений ребенка, возникающих в процессе формирования игры и сюжетного рисования, анализируются с опорой на видеозаписи коррекционных занятий с аутичными детьми.

Преподаватели семинара – научные сотрудники Института коррекционной педагогики РАО: доктор психолог. наук Баенская Елена Ростиславовна,
канд. психол.наук Аршатская Оксана Сергеевна.

На обучение приглашаются: психологи, дефектологи, логопеды и другие специалисты,
работающие с маленькими детьми, а также с аутичными детьми раннего и дошкольного возраста.

Бесплатно предоставляется специальная литература по работе с детьми с нарушениями развития. По окончании участникам выдаётся сертификат.

Приемы логопедической коррекционной работы при тяжелых нарушениях речи и расстройствах аутистического спектра

Содержание семинара:

-из истории вопроса, обзор специальной литературы;
-типология различных нарушений речевого развития: особенности недоразвития речи при умственной отсталости, тугоухости, глухоте, тяжелых нарушениях зрения, психических расстройствах, в том числе и аутизме, тяжелых формах депривации;
-обследование речи и диагностика, вопросы соотношения нормы и патологии в логопедии;
-методы организации и формы проведения коррекционной работы на начальных и последующих этапах работы: индивидуальная и групповая работа, работа с родителями;
-принципы и цели составления индивидуальной программы работы с ребёнком: понимание речи, расширение пассивного словаря, формирование базовых понятий;
-задачи 1-го этапа занятий: формирование базовых представлений для дальнейшего развития связной речи, развитие понимания речи, стимуляция появления активной речи;
-задачи 2-го этапа занятий: развитие активного словаря, формирование грамматического строя речи, фразы и диалога, графических навыков, пространственных представлений.

В ходе семинара участники познакомятся с новыми подходами в работе с детьми, имеющими различные нарушения речевого развития, получат представление об особенностях построения практической работы на разных этапах развития речевых навыков, овладеют прикладными методиками и приёмами, необходимыми для коррекции недоразвития речи и научатся составлять индивидуальную программу для работы с конкретным ребёнком, в т.ч. с аутистическими нарушениями.

Преподаватель семинара – специалист-практик Центра, логопед Е.Ю. Климонтович.

Приглашаются к участию: логопеды, дефектологи, коррекционные педагоги, воспитатели.

По окончании семинара участникам выдаётся сертификат, бесплатно предоставляется тематическая литература.

распечатать сайт