Семинар. Аффективное развитие ребенка: задачи психологической помощи при отклонениях от нормы
Содержание семинара:
- детский аутизм как нарушение аффективного развития
- структура, функции и логика развития аффективной сферы человека
- граница нормы и патологии: индивидуальные различия и отклонения в аффективном развитии ребенка
- традиционные формы воспитания ребенка как средства развития его аффективной сферы и профилактика отклонений
- основные направления психологической помощи детям, имеющим выраженные нарушения аффективного развития
- каждодневное общение с ребенком как метод психологической помощи при нарушениях аффективного развития (совместное рисование, чтение, игра)
Обобщив многолетний опыт психологической помощи детям на базе Института коррекционной педагогики РАО, авторы предложили оригинальный подход к терапии аутизма. На основе психологического анализа этого нарушения развития ими реконструируется структура аффективной сферы человека в целом. Живой стиль изложения материала, обращение к примерам мировой культуры и практики воспитания детей позволят слушателям глубже проникнуть в мир особого ребенка, лучше понять и прочувствовать способы взаимодействия, которые использует ребенок с аутизмом.
Участники семинара получат представления о задачах и методах психологической помощи ребенку с аутизмом на каждом этапе работы в зависимости от структуры нарушения; обсудят этапы и варианты индивидуального развития аффективной сферы, научатся определять возможные угрозы возникновения отклонений, обосновывать выбор соответствующего направления психологической помощи и профилактической работы с ребенком.
Тренинг. Решение различных поведенческих проблем у детей и подростков с нарушениями развития
О чем нам говорит, а точнее, кричит «плохое» поведение ребенка?
Негативное, нежелательное, проблемное, вызывающее, трудное, неадекватное, провоцирующее – как только не называют такое поведение взрослые. Что же за ним стоит? Что хочет сказать, донести маме ребенок, который валится на пол в супермаркете и громко плачет? Или ученик, который ходит по классу вовремя урока. Или пуще того, бьет соседа по парте.
Не хочет, делает все назло, специально, агрессия в структуре дефекта — или все-таки не может вести себя иначе в этой конкретной ситуации? Росс В. Грин, автор книги «Взрывной ребенок», считает, что дети ведут себя хорошо, если могут. Мы разделяем его взгляд, и на тренинге будем говорить о том, что же мешает иногда детям хорошо вести себя.
Устал, хочет спать, пить, жарко, что-то болит, не понимает, что происходит, не может ждать, не умеет говорить, привык, что только так замечают и т.д. – одно и то же поведение может быть вызвано разными причинами, как у разных, так и у одного того же ребенка.
Содержание тренинга.
- Анализ и классификация проблем поведения.
- Вместе с участниками будем называть, описывать, пытаться обобщить и классифицировать все, что родители и педагоги называют «плохим» поведением.
- Диагностика. Поиск и понимание причин с точки зрения разных подходов. Будем составлять схемы для разбора ваших конкретных случаев, ставить задачи.
- Способы решения. Предложим вам обзор и сравнение существующих стратегий к коррекции поведенческих проблем (средовой подход, нейропсихологический подход и др.). Вы сможете выбрать то, что вам наиболее близко и соответствует тем задачам, которые необходимо решить.
- Индивидуальные и групповые формы работы, используемые в ЦЛП для развития навыков эмоциональной саморегуляции у детей и подростков.
- Поведение и состояние взрослого как важный инструмент в профилактике и коррекции проблемного поведения детей. Будем говорить и делать упражнения, чтобы научиться лучше осознавать свои чувства, оставаться в состоянии «дзен».
Интерактивный семинар–практикум. Ранняя диагностика и коррекция нарушений аффективного развития у детей
Содержание семинара:
-этапы и логика раннего аффективного развития в норме, отражающие закономерности формирования системы аффективной регуляции поведения ребенка;
-определение ранних признаков аффективного неблагополучия (на примере анализа историй развития и материалов ранних видеозаписей аутичных детей), их оформление в синдром аутизма;
-варианты аутистического дизонтогенеза, их динамика;
-представление о направлении, основных задачах, этапах и методах ранней психологической помощи детям, имеющим выраженные нарушения эмоционального развития и признаки аффективного неблагополучия;
-родители как участники процесса психологической коррекции и профилактики наиболее тяжелых проявлений искаженного развития ребенка.
Участникам семинара дается представление об основных закономерностях и этапах раннего аффективного развития в норме, о наиболее показательных признаках его неблагополучия в младенческом и раннем возрастах, об их специфическом сочетании, о том, что может оказаться признаком расстройств аутистического спектра. Раскрывается содержание особенностей поведения ребенка и его трудностей взаимодействия с окружающим миром, характерных для разных вариантов аутистического дизонтогенеза, прослеживается их динамика. Обосновываются направление и задачи коррекционной помощи при ранних нарушениях аффективного развития, представляются ее этапы и методы (на примерах работы с аутичными детьми).