Если не можешь победить человечков, сделай их союзниками!

Ромка вбегает в группу, обнимает своих любимых педагогов, зовёт играть других ребят. Со звонком на урок он берет портфель и радостно бежит в класс. Сидя за партой, честно выполняет все инструкции учителя, выполняет задание и с гордостью выносит свою работу к доске. На индивидуальном игровом занятии Рома готов играть в любые игры: соревнования, полосы препятствий, настольные игры, игры с персонажами.

«Осенью мы не могли и предположить, что прогресс в социализации и участии в групповых занятиях будет так велик», — рассказывает руководитель группы, Мария. Сейчас Роме 6 лет, он занимается в группе второй год. Основными проблемами на начало учебного года были трудности понимания речи и отсутствие продуктивной речи, задержка психического развития, поведенческие трудности.

человечкиРома обычно приходил в группу с маленькими человечками «Лего» и играл с ними в углу игровой, в течение занятия не мог отвлечься от них и участвовал только в некоторых играх и музыке, причем сидел обязательно за спиной у кого-то из педагогов, а не в кругу. Во время занятия Роман неизменно терял одного из человечков или его шапку (руку, саблю) и потом очень долго не мог уйти из ЦЛП, требуя, чтобы пропажу нашли. На уроке Рома не разрешал учителю их забрать (дело доходило до долгих истерик), а если их оставляли, то он весь урок играл только с человечками. Игры на индивидуальных занятиях сводились к игре в войну между человечками или между нами. Если педагог предлагал другие игры или «выигрывал» в войне, то Рома плакал и даже дрался. Неумение следовать правилам и принимать условия другого человека мешало и на занятиях дефектолога: было очень трудно уговорить мальчика на какие-то новые дела.

Поведение Романа в группе не менялось уже несколько месяцев, а протестные реакции усиливались. Получалось, что либо педагог борется с Романом за правила, либо тот делает только то, что хочет и чаще всего один. Тогда педагоги решили: 1) перенести занятие «круг» в маленькое помещение за перегородку, где было бы меньше отвлекающих игрушек; 2) ввести специальное занятие «настольные игры по правилам»; 3) самое важное: использовать человечков как ресурс. У сопровождающего Романа взрослого тоже появился свой человечек, которого педагог очень любил, сажал с собой на стул во время круга, плакал, когда приходилось отдавать его на время урока учителю, прятал в карман на время физкультуры и музыки.

Через какое-то время почти все принятые решения «сработали». Агрессия полностью ушла. Мама отмечает, что с тех пор, как Рома научился играть по правилам, папа стал больше времени проводить с сыном, они играют в футбол, вышибалы и настольные игры. Кроме того, Роман с удовольствием играет вместе с друзьями своей старшей сестры, и явно получает удовольствие от того, что может долгое время находиться в компании, соблюдать очередность и следовать правилам игры. А ещё Ромка учится считать и читать.

Пожелаем Роме удачи в новом учебном году!