О подготовке к школе в ЦЛП

В группе подготовки к школе у детей есть как индивидуальные занятия, где решаются задачи, актуальные для конкретного ребенка, так и групповые, где моделируется ситуация совместного обучения, как в школе. О нюансах работы рассказывает руководитель группы Мария Яремчук (Maria Yaremchuk):

«В ВУЗе нам рассказывали, что есть три критерия готовности ребенка к школе – личностная готовность, познавательная готовность и произвольность. Что это означает применительно к детям из нашей группы, у многих из которых расстройство аутистического спектра?

Личностная готовность – это формирование внутренней позиции школьника. То есть отношение к взрослому как к учителю, ориентация на ведущего занятие. На новогоднем празднике ребята из подготовительной группы смогли переносить своё внимание последовательно с одного ведущего на другого: сначала музыкальный руководитель сыграла песенку, и они слушали её, потом пришел Дед Мороз, и они слушали его, а потом мы еще нарисовали для Деда Мороза картинку, и важно было выполнять инструкции преподавателя ручной деятельности. То есть дети показали свою готовность ориентироваться на ведущего занятие взрослого. Это очень важно для обучения в школе.

Другая важная вещь – адекватная реакция на похвалу и порицание. Чтобы замотивировать маленьких детей, взрослые часто их хвалят за любую мелочь. На этапе подготовки к школе важно ориентировать ребенка на приложение усилий, побуждать доделать начатое до конца, исправить ошибку, если она есть. Потому что иначе мы сталкиваемся с ситуацией, что ребенок идет в школу, выполняет задание небрежно, не задумываясь, а, возможно, и неверно. Нам важно формировать у ребенка готовность услышать от учителя, что задание выполнено не до конца или неверно, и выдержать это.

Для школы также необходима эмоциональная зрелость, которая дает возможность справляться со сложными ситуациями. Вот что-то случилось нехорошее для тебя: у тебя забрали игрушку, кто-то рядом громко крикнул, хлопнула дверь, сломали твою башню – но ты с этой ситуацией смог справиться, пускай даже с помощью взрослого. В группе подготовки к школе мы даём ребятам представление о рамках поведения и учим справляться с трудностями социально приемлемыми способами, в том числе и обращаясь за помощью к взрослому.

Переходим к познавательной готовности. Дети, посещающие группу подготовки к школе, могут иметь разные интеллектуальные возможности. Адекватный уровень познавательных задач ребенок будет решать на индивидуальных занятиях. Задача группы – создать условия, чтобы ребенок привыкал работать и выполнять задания в группе, чтобы он старался учиться.

Задания на «уроке» могут быть совсем разными. Вот пример домашнего задания для детей из группы с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

1) Рассматривать себя в зеркале, показывать перед зеркалом части лица. Найти и показать свою голову. Искать и показывать головы у окружающих людей, у игрушек, на картинках и т.п.

2) Обсудить, что зимой на голову надевают шапки, чтобы было не холодно. Найти несколько шапок (свою, мамину, тетину и т.п.) и померить их перед зеркалом.

3) Перемешать шапки с колготками, а потом разложить их на 2 группы. Проверить группу шапок – не попали ли туда колготки (надевать на голову перед зеркалом все предметы, попавшие в группу шапок).

4) Выбрать свою шапку (шапку ребенка) и нарисовать (обвести) ее на месте бумаги. Раскрасить или украсить аппликацией. Вырезать бумажную шапку и наклеить ее на первый лист в альбоме.

5) Подписать работу.

Произвольная готовность – это целенаправленность и следование плану. Мы хотим, чтобы ребенок выполнял правила, чтобы прикладывал усилия. А чтобы дети понимали, чего мы от них хотим, и с ними можно было договориться, мы широко используем наглядные расписания, которые помогают строить план и следовать ему. Задачи развития произвольного поведения ставятся и успешно решаются в коллективных играх по правилам. Таким образом, группа подготовки к школе представляет собой достаточно сложно устроенную деятельность детей, педагогов и родителей и включает в себя различные индивидуальные и групповые занятия, способствующие формированию готовности к школе.

Нашим детям нужна бОльшая помощь на этапе вхождения в школьный период, их, как и большинство сверстников, нужно специально учить учиться, понимая и учитывая имеющиеся у них особенности развития. Фото Екатерина Мурадян.

Занятия группы подготовки к школе проходили в рамках проекта «Достойная жизнь особого ребёнка» Центра лечебной педагогики «Особое детство» с использованием гранта Президента РФ на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов, а также при поддержке гранта КОС и «Фонда Абсолют-помощь»

#абсолютпомощь #КОС #президентскийгрант