Поручение Президента о законопроекте о распределенной опеке

Опубликован перечень поручений Президента РФ по итогам прошедшей 20 июня 2019 года прямой линии. Напомним – тогда Егору Бероеву удалось задать Владимиру Путину вопрос про законопроект о распределенной опеке.

Поручение сформулировано так:
«Правительству Российской Федерации совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации обеспечить доработку проекта федерального закона № 879343–6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», предусмотрев возможность назначения опекунами и попечителями недееспособных и не полностью дееспособных граждан, помещённых под надзор в медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, либо в иные организации, их родственников и (или) иных лиц.
Доклад – до 1 августа 2019 г.
Ответственные: Медведев Д.А., Володин В.В.»

Что же будет сделано? Комментирует юрист правовой группы Центра лечебной педагогики Павел Кантор:

«Я очень удивлен формулировкой Поручения Президента, которая возникла по итогам вопроса Егора Бероева во время прямой линии 20 июня. Когда Егор говорил о необходимости принятия закона о «распределенной опеке» и увязал это с тяжелым положением людей в ПНИ, он, профессионально знающий эту сферу, вовсе не имел в виду, что задача государства состоит только и исключительно в возможности дать родственникам и знакомым этих лиц выступать опекунами проживающих в ПНИ, как это можно понять из Поручения. Он имел в виду (и, несомненно, Президент понял его мысль, поскольку ранее этот вопрос обсуждался в 2017 г. в Петрозаводске с его участием), что законопроект прежде всего призван предотвратить попадание людей в ПНИ (или облегчить их выход оттуда) – путем возможности распределять опеку между несколькими лицами и привлечения к исполнению опекунских обязанностей организаций, где человек не проживает, в первую очередь НКО.

Никакой «доработки» с целью дать возможность гражданам выступать опекунами лиц, проживающих в ПНИ, законопроект не требует: такую возможность он предусматривал уже с самого начала, с момента внесения в 2015 году в Думу.

Но это не единственное и не главное его нововведение, и люди ожидают принятия этого закона отнюдь не только не по этой причине. Законопроект нуждается вовсе не в «доработке» с указанной в Поручении целью, а в скорейшем принятии в концептуально неизменном виде, с тем чтобы открыть возможность для создания альтернативных ПНИ форм жизнеустройства людей с психическими расстройствами, дать возможность НКО делать то, к чему они стремятся, – возможность официально брать на себя опекунские обязанности.

Очень надеюсь, что работа над поручением Президента будет вестись исходя из этого, более широкого и правильного понимания».

С Павлом согласна координатор правовой группы ЦЛП Ирина Ларикова:

«Как подчеркивают многие, это действительно «не текст закона, а поручение». И все зависит от интерпретации Поручения.

Противники законопроекта будут трактовать это так, как и задумывали: что никакого особого законопроекта не надо, а то, что в Поручении, легко сделать и без законопроекта – путем небольших изменений. Сторонники законопроекта (зная, что он уже более чем доработан) будут настаивать, что законопроект должен быть принят целиком, в том виде, в котором имеется, а вопрос о внешних опекунах выделен, потому что он важен для реформы ПНИ.

Уверена, что Поручение надо рассматривать в качестве некоторого полезного энергетического импульса, который поможет принять законопроект. На уровне формальном мы, конечно, не получили нужной формулировки – она скорее плохая, чем хорошая. Но как с Поручением будут работать – очень сильно зависит от всех нас».