Право ребенка: жить и воспитываться в семье

По февральской информации Минобрнауки РФ, 35% детей, проживающих в российских учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют родителей и помещены в эти учреждения по их заявлению. В некоторых регионах их количество доходит до 50%.

На последнем заседании Совета при правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере директор ЦЛП Анна Львовна Битова предложила ряд мер, которые позволят уменьшить этот показатель, приостановив попадание детей в сиротские учреждения, и часть детей вернуть в семьи. Эти предложения были сформулированы в процессе общественного мониторинга школ-интернатов и домов ребенка, в котором принимают участие, в том числе, представители ЦЛП.

 

Сейчас согласно Семейному кодексу (статья 155-1) родители могут поместить ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они не могут сами заботиться о нем по уважительным причинам.

«Ветхое жилье, очень низкий доход, отсутствие помощи в этом районе, – перечисляет Анна Львовна Битова возможные причины. – Но неужели нельзя ничего сделать, чтобы не разлучать ребенка с мамой? Мы помогаем семье, это отлично, но мы ребенку собираемся помогать в этой ситуации?»

Поэтому на Совете было предложено разработать единый регламент помещения ребенка, имеющего родителей, в организацию для детей-сирот любой ведомственной принадлежности. А кроме того – предоставлять родителям услуги, которые позволят оставить ребенка в семье, включая уход на дому, устройство в ясли и т.д. И работать с семьей, чтобы устранить причины, по которым ребенка решили «отдать».

Анна Львовна обратила внимание на то, что Семейный кодекс никак не регулирует продолжительность временного пребывания «родительского» ребенка в интернате и даже Доме ребенка: «Мы видим детей 2-3 лет, которых помещают на целый год. И никто не контролирует, приходит к ним мама или не приходит». Отсюда второе предложение – внести изменения в законодательные акты, позволяющие вводить ограничения срока пребывания. Цель этих поправок – отстаивание права ребенка жить и воспитываться в семье, которое тоже закреплено Семейным  кодексом.

Кроме того, Анна Львовна говорила о необходимости рассмотрения в регионах вопроса финансовой поддержки семьям, воспитывающим детей с тяжелой инвалидностью. «Они сидят без денег, родители с тяжелыми инвалидами, – говорит Битова. – В детский сад такого ребенка, в лучшем случае, берут на 4 часа в день. И единственная альтернатива – детский дом-интернат. Но надо понимать, что дети с тяжелыми множественными нарушениями, попадая в систему, как правило, из нее уже не выходят».

 

 

По ее мнению, существенно изменить ситуацию к лучшему смогла бы ежемесячная денежная дополнительная выплата неработающему члену семьи, который постоянно ухаживает за ребенком-инвалидом с выраженными нарушениями развития, как это уже сделано, например, в Санкт-Петербурге. Желательно, чтобы размер общей выплаты был не ниже прожиточного минимума в регионе, а лучше в полтора раза его превышал. В эти деньги не должна включаться пенсия по инвалидности ребенка.