Эксперты ЦЛП отвечают на вопросы

Друзья! Мы запускаем в нашей группе в фейсбуке регулярную рубрику, в которой эксперты ЦЛП отвечают на разные вопросы об особых детях и взрослых.
В нашем первом выпуске Романом Павлович Дименштейн, председатель правления РБОО «Центр лечебной педагогики»:
– Зачем обычным детям общаться с особыми на детской площадке или в школе?
– Начнем с того, что ребенку незачем подсказывать, кто является особым, а кто нет. Дети не делят детей на таких или сяких. Они могут спросить – почему он дерется (про любого ребенка)? Или почему он мне не отвечает на вопросы? У детей возникают про разных детей разные вопросы. А взрослые отвечают на эти вопросы и одновременно непроизвольно делятся своей реакцией. Я скажу так: в обычном мире есть разные люди. И, на мой взгляд, хорошо, чтобы ребенок с детства учился принимать разных. Но это относится к моим идеалам. А какой-то родитель может считать, что ребенок должен четко держаться своего круга и отсекать все лишние контакты. Почему он тем самым лишает ребенка важного опыта? Особые дети зачастую чего-то не умеют, с чем-то не вполне справляются, отношения с ними не носят конкурентного характера. И сильные много приобретают, когда опекают слабых. Забота развивает.
А у других детей – например, с аутизмом – профиль способностей неоднородный. В каких-то отношениях им надо помочь, а в каких-то отношениях они сами всем помогут. Но – если подобрать к ним ключики. И это для ребенка тоже довольно интересный опыт. Он при этом не узнает про аутизм, ему это не нужно. Для него есть конкретные дети и конкретная задача – как наладить с ними взаимодействие, чтобы было вместе интересно. Если эта задача сложнее, чем обычно, то и от решения ее ребенок получит больше пользы. Дети, которые начинают рано накапливать внутренний социальный опыт, с большей вероятностью станут успешными, потому что они могут общаться с самыми разными людьми, спокойно и бесконфликтно решать все возникающие проблемы.

Верочка_слайдер
– Кто отдает своих обычных детей в интегративные сады?
– Много лет назад мы вместе с московскими властями сделали интегративный детский сад в Краснопресненском районе. Сначала окружающие жители испугались, что туда будут ходить дети с ДЦП, с синдромом Дауна. Первая реакция была такая: чего это я поведу своего ребенка туда? А выбор был, в этом районе достаточно детских садов. Но постепенно в интегративный потянулись обычные дети. Родители объясняли это так: «В нашем саду воспитатели ребенка все время ругают, говорят, что он себя плохо ведет. Мы подумали, что если здесь с такими детьми справляются, то с нашими и подавно справятся».
Логика в этом есть. Человек, который умеет работать и с обычными детьми, и с особыми, – специалист высокой квалификации. Настоящая интеграция – это не когда все усредняется. Это создание среды, которая в максимальной степени реализует и познавательный, и социальный потенциал каждого ребенка. И сотрудники подбираются и обучаются такие, которые могут работать на максимальное развитие каждого ребенка. В нашей области мы не можем ограничить себя развитием интеллекта, мы должны еще заниматься душевной сферой – эмоциями, отношениями. А мир, где заботятся не только о голове, но и о душе, для детей и полезнее, и интереснее.
Если у вас есть вопросы, Вы можете задать их в нашей группе в Фэйсбуке. Задавайте их в комментариях, и мы обязательно ответим!