Колледж, техникум, училище: как определить условия профессионального обучения молодых людей с ОВЗ?

Проблема с определением образовательной программы, условий для обучения при профессиональном обучении граждан с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) действительно существует… О путях ее решения – юрист правовой группы РБОО «Центр лечебной педагогики» Елена Заблоцкис.

1. «Обучающимся с ОВЗ» признает ученика психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) (ст. 2 Федерального закона «Об образовании в РФ»). Однако в соответствии с Положением о ней ПМПК осуществляет свои функции исключительно в отношении несовершеннолетних. (Предложения о том, чтобы расширить категории граждан, которым ПМПК дает рекомендации по обучению, неоднократно вносились в уполномоченные органы, однако были отклонены.) В такой ситуации для подтверждения того, что гражданин является обучающимся с ОВЗ и нуждается в создании специальных условий для обучения, можно рекомендовать образовательным организациям, реализующим образовательные программы профессионального обучения, руководствоваться теми заключениями ПМПК, которые были выданы гражданам ранее достижения возраста 18 лет. Фактически таким подтверждением является документ, свидетельствующий об обучении по общеобразовательной программе, адаптированной для обучающихся с ОВЗ (например, свидетельство об обучении в школе VIII вида).

2. Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 79 Федерального закона «Об образовании в РФ» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов – также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ИПР, с 1 января 2016 года – ИПРА).

Таким образом, для определения того, чему и в каких условиях должен обучаться профессии (профессиональным навыкам) обучающийся с ОВЗ, имеющий инвалидность, закон предписывает обращаться к ИПРА. ИПРА, в свою очередь, содержит раздел «Мероприятия профессиональной реабилитации или абилитации», в котором предписано указать рекомендации по условиям организации обучения, по трудоустройству, условиям труда, по оснащению специального рабочего места.

3. Что касается обучающихся с ОВЗ, не имеющих инвалидности, – вопрос остается открытым. Законодатель не урегулировал такие ситуации. Представляется целесообразным образовательной организации устанавливать локальным актом порядок подтверждения нуждаемости такого обучающегося в обучении по адаптированной образовательной программе. Это может быть комиссионное заключение, принятое на основании изучения имеющихся документов об образовании, ранее выданного заключения ПМПК, тестирования или собеседования с поступающим на обучение.

4. На практике разделы ИПРА о профессиональной реабилитации/абилитации заполняются крайне формально, непрофессионально. Если рассматривать опыт Москвы, то как раз психолого-педагогический консилиум образовательной организации дает рекомендации о том, по какой образовательной программе целесообразно обучаться молодому человеку с ОВЗ, какие специальные условия для обучения должны быть созданы. С этими рекомендациями молодой человек обращается (в определенном порядке) в бюро медико-социальной экспертизы для внесения рекомендаций в ИПРА.

Включение рекомендаций по профобучению для молодых людей с ментальными нарушениями – трудный процесс. В Москве научить бюро МСЭ включать рекомендации в ИПРА удалось благодаря активной позиции самих образовательных организаций и родителей молодых людей с ОВЗ, желающих обучаться по адаптированным образовательным программам профессионального обучения.

Текст взят с сайта http://www.osoboedetstvo.ru