В ЦЛП состоялся семинар для волонтеров «Такой же, как я, только с особенностями развития»

В Центре лечебной педагогики 10 апреля прошел семинар для волонтеров «Такой же, как я, только с особенностями развития», на котором директор Центра Анна Львовна Битова подняла важные вопросы нормализации, интеграции, обустройства проживания и занятости людей с особенностями развития.
Анна Львовна начала семинар рассказом об опыте разных стран в организации жизни особых людей – о том, как появились различные учреждения, об идее интеграции особых людей в общество. «Появление таких учреждений во всех странах было свидетельством цивилизованности. Россия не отставала. Потом оказалось, что у этой идеи есть недостатки, потому что, когда тяжелые люди долгое время живут вместе, у персонала, который за ними ухаживает, размывается образ взаимоотношений с другим человеком. Появилась идея о расформировании этих учреждений, интеграции особенных людей в общество. Их стали переселять. Идея интеграции вывела огромное количество людей наружу, и встал вопрос: «а как же должно быть?» И тогда появился термин “нормализация”», – сказала Анна Львовна.
Она отметила, что для Центра точкой отсчета является лечебно-педагогический подход. «Мы смотрим на этот мир как на сочетание педагогической, психологической и медицинской помощи особому человеку, которые помогают ему удержаться в жизни. Сочетание разных способов поддержки должно дать хороший результат, и человек должен каким-то образом оказаться вместе с нами в этом мире», – подчеркнула директор ЦЛП.

Правовой_семинар1

Важным моментом для России в данном вопросе стала ратификация Конвенции «О правах инвалидов», благодаря которой у нашей страны есть обязательства предпринимать усилия, чтобы обеспечить нормальный жизненный уровень инвалидов и их защиту. В каждом обществе свое понимание нормы. Представление о нормальной жизни инвалидов в России и Европе существенно различаются. Так, в Швеции существует социальный закон, согласно которому каждый инвалид должен иметь квартиру. Россия не предоставляет таких бытовых условий.
Но есть более важный аспект нормализации жизни – это возможность к кому-то привязаться. Жизнь в семье, возможность дружить дают очень многое. «Получается, что в детском доме человек живет в ситуации, когда вокруг люди мелькают, приходят-уходят. Есть ли другой выход? Можно остаться в семье. Европейская норма считает, что выросшие дети обязательно должны отделяться, у нас большинство ребят живут с родителями. Есть проблемы, которые с этим связаны. Как можно по-другому? Один из вариантов – община, когда стабильная группа людей живет со взрослыми совместной жизнью. На западе, в основном, все делится на общинные формы и формы, которые ближе к организациям. В Германии в современных организациях принято, что у каждого взрослого есть свой друг, который отвечает за то, чтобы человек хотя бы раз в неделю выехал за территорию», – рассказала Анна Львовна.
Затем директор ЦЛП попросила Сергея Лебедева (руководителя группы волонтеров, посещающих один из московских интернатов) рассказать о своей работе. «В ПНИ персонал часто даже не задумывается о том, что у людей может быть какой-то выбор. Например, одежды, работы, еды», – сказал Сергей. Он также рассказал на примере интерната одной из областей о том, что зачастую подопечные учреждений не имеют никакой возможности смены обстановки – в одной и той же комнате спят и едят, не выходят гулять. Однако во многих московских детских ДДИ ситуация лучше. «Утром в московских интернатах детей после подъема выводят, если надо выносят, в другое помещение. Обязательно выводят на прогулки в течение всего года. Но ощущается недостаток персонала. На 10-12 детей – 2-3 человека, во взрослом ПНИ на 50 – 3 человека. Взрослые гуляют только летом. В одном интернате удалось создать группу волонтеров и вывести взрослых погулять», – сказал Сергей.
Анна Львовна отметила, что в столице почти во всех детских интернатах появились волонтерские группы. Волонтеры, видеонаблюдение, правила внутреннего распорядка, другая администрация сдвинули ситуацию в ДДИ в лучшую сторону.
Переходя к теме организации занятости людей с особенностями развития, Анна Львовна остановилась на теме организации жизни, обучения и работы в специальных учреждениях. По её словам, если раньше во многих детских домах дети учились там же, где жили, то сейчас так быть не должно. Обучение не может происходить в месте проживания, потому что должна происходить социальная адаптация. Взрослые зачастую работают в интернатах, в которых живут. «Работы за пределами почти нет. Если есть, то очень однообразная, где очень мало платят. Во взрослом интернате обычно не разрешают делать поделки, рисовать, играть на музыкальных инструментах. С детскими домами удалось продвинуться качественно. С взрослыми интернатами история только началась», – отметила Анна Львовна.
В связи с этой проблемой министерством социальной защиты было принято решение о проведении реформы интернатов. Уже создана рабочая группа по реформе, в которой ЦЛП тоже участвует.
В разговоре о занятости взрослых с особенностями снова был поднят вопрос выбора – человеку должны быть предложены разные виды деятельности, но, если он не хочет – это тоже его выбор, право на отдых. Кроме того, важным моментом является организация рабочего пространства. Она должна быть устроена таким образом, чтобы человек мог уйти отдохнуть, поиграть на музыкальных инструментах. Кроме отдельных комнат отдыха, необходимы ниши или занавески в общих комнатах – это позволяет побыть одному, оставаясь со всеми.
Педагог ЦЛП, руководитель программы «Рабочий полдень» для особых молодых людей Алёна Легостаева рассказала участникам о проекте, в рамках которого ребята в сопровождении педагогов и волонтеров трудятся в разных мастерских. «Мы отрабатываем модель занятости для таких ребят. Сейчас занимаемся поиском помещений, куда они могли бы приходить 2-3 раза в неделю. Нужно место, где такой человек мог бы что-то делать по мере возможностей, чтобы у него было сопровождение и возможность общаться с другими людьми. Чтобы была возможность ходить, гулять, уставать. В следующем году появится такая мастерская на ВДНХ», – сказала Алёна.
«Надеемся, что в следующем году будет больше активностей. Мы ищем людей, ищем новые площадки. Наша цель – сделать несколько работающих мастерских в городе», – заключила Анна Львовна.

Материал взят с сайта БФ «Жизненный путь»