Волонтерство в ЦЛП

Стань волонтёром ЦЛП!
Мы приглашаем вас стать частью команды Центра Лечебной Педагогики. Волонтёрство в ЦЛП — это возможность получить уникальный опыт общения с особыми детьми, которые живут в семьях, а также в государственных детских домах, и чью жизнь мы очень хотим изменить к лучшему.

Что такое Центр лечебной педагогики?
Центр Лечебной Педагогики (ЦЛП) — это благотворительная организация, помогающая семьям, которые воспитывают детей с особенностями развития, а также «особым» детям, проживающим в сиротских учреждениях.

Кто такой волонтёр?
Волонтёр — это человек, который работает там, где хочет. Не потому что надо, а потому что сам так решил. Кроме этого, волонтёр — это ответственный человек, который умеет следовать правилам и проявлять инициативу.

Где помогают волонтёры ЦЛП?
Основные направления, в которых нам нужна помощь волонтёров, следующие:

  • сопровождение детей на занятиях в ЦЛП
  • посещения детей в детских домах для детей-инвалидов прогулки, общение, игры
  • посещения взрослых с нарушениями развития в психо-неврологических интернатах: прогулки, общение, помощь в социализации
  • сопровождение детей и взрослых во время летних выездов в туристический комплекс «Лесная Сказка»
  • различная pro bono деятельность: ваши профессиональные умения, навыки и опыт, которыми вы готовы поделиться с нами. Например, нам часто нужна помощь в переводе текстов, дизайне промо-материалов, организации мероприятий

Что делают волонтёры в ЦЛП?
В ЦЛП волонтёры сопровождают особых детей на групповых занятиях. Сопровождение включает в себя участие в происходящих занятиях и играх. Ваша задача стать проводником ребёнка: во время танца — танцевать с ним, во время песни — петь, во время игры в прятки — прятаться. У сопровождающего волонтёра, с одной стороны, есть задача выстроить доверительные отношения с ребёнком, чтобы поддержать или утешить его, когда это нужно. С другой стороны, нужно научиться быть незаметным, оказывать помощь и поддержку дозированно только тогда, когда это действительно нужно, чтобы не препятствовать развитию ребёнка и не делать за него. Сопровождающий стремится к тому, чтобы ребёнок все меньше нуждался в его поддержке, выстраивал отношения с другими детьми, с педагогами и спустя какое-то время, возможно, смог бы участвовать в занятии самостоятельно, без помощи сопровождающего.

Что такое интернаты для детей-инвалидов?
Это государственные учреждения, в которых оказываются многие «особые» дети. Так сложилось, что исторически эти учреждения всегда были закрыты для посещения, дети не выходили из них годами, часто не бывали даже не улице. Никакие «внешние» люди (педагоги, волонтёры) в интернаты не допускались. Так как долгое время дети с особенностями развития считались «необучаемыми», ребята не посещали школы. В последние несколько лет эту систему удалось изменить: детей стали записывать в школы, интернаты стали открыты для волонтёров, для «особых» детей проводят праздники и вывозят на различные мероприятия.

Какие дети живут в интернатах для детей-инвалидов?
Если говорить медицинским языком, то «особыми», в основном, называют детей с расстройствами аутистического спектра, с генетическими и другими нарушениями развития, а так же с проблемами опорно-двигательного аппарата. А на нашем языке, языке обычного человека, в интернатах живут дети, которым очень сложно быть самостоятельными, дети, которым нужно больше внимания и участия, ведь кроме того, что их возможности ограничены здоровьем, они лишены семьи.

Что могут сделать волонтёры в интернатах?
Волонтёры могут оказывать самую разную помощь. Вот только часть возможных направлений:

  • помогать в социализации детей, другими словами — открывать мир.
    Для ребёнка, который живёт в интернате, жизнь «за забором» — примерно, как космос. Даже имея достаточный интеллектуальный уровень, ребята часто не знают, откуда берутся продукты, для чего приходит почтальон, зачем нужны газеты, как заводить друзей и миллион других вещей, которые кажутся нам совершенно естественными.
  • стать другом для ребёнка.
    Друг — человек, который понимает проблемы ребёнка, с которым можно поделиться переживаниями, который расскажет много интересного про внешний мир. Друг — это тот, кого ждёшь, по кому скучаешь, и тот, кто считает именно тебя особенным. Особенным не из-за твоего диагноза, а из-за характера, улыбки, истории, личности. У детей, живущих в семьях, роль такого человека (в психологии — значимого взрослого) играют родители. У ребёнка из интерната такого человека нет. Иногда сам факт наличия значимого взрослого подталкивает ребёнка к развитию: ему есть кого порадовать своими достижениями и есть на кого ориентироваться.
  • играть и проводить развивающие занятия.
    Новые люди, так же как новые знания. Ребятам в интернатах очень важно участвовать в неформальных занятиях, общаться, смеяться, соревноваться и пробовать новое.
  • помогать воспитателям: собирать детей на прогулки, кормить, обучать навыкам самообслуживания (Читать книгу «Развивающий уход за детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития» https://rosmintrud.ru/uploads/magic/ru-RU/a6909297-1500964913.pdf)

Что получает волонтёр?
Если спросить волонтёра ЦЛП, приходит ли он к детям для того, чтобы что-то сделать для них, или потому что дети делают что-то для него — большинство задумается. Это действительно сложный вопрос, но, что точно — волонтёры получают уникальный жизненный опыт, вот только некоторые его составляющие:

  1. Волонтёры развивают свою чуткость по отношению другим людям. Учатся воспринимать невербальные сообщения детей. Иногда — овладевают альтернативными методами коммуникации (например, жестами).
  2. Посещая обучающие семинары и общаясь со специалистами, волонтёры осваивают основы детской психологии и теории привязанности. Эти знания важны как при выстраивании отношений с детьми-сиротами, так и при воспитании собственных детей (или внуков).
  3. Работа в команде единомышленников, которые разделяют общие ценности, приносит много позитива и ощущение смысла.  

Как стать волонтёром?

  1. Заполните анкету и координатор свяжется с вами в ближайшее время.
  2. Координатор вас пригласит на ближайший семинар для новых волонтёров, где сотрудники ЦЛП подробнее расскажут про деятельность Центра, про участие волонтёров, про детей в сиротских учреждениях и разъяснит организационные моменты.
  3. Для возможности приходить в интернаты необходимо пройти медосмотр. Потребуется сделать справки об отсутствии основных инфекционных заболеваний.
распечатать сайт